GLOBAL EFFECTS: мы производим эмоции!

Статья из журнала DJMAG,№ 6(99) декабрь 2017 - январь 2018

Текст: Владимир Сапрыкин

Как все начиналось

Российская компания GLOBAL EFFECTS была основана в 2007 году. Поначалу это был небольшой семейный бизнес, и, как это обычно и бывает на раннем этапе развития, два человека в буквальном смысле работали за четверых. Раиль Казеев стал идейным вдохновителем и техническим директором компании. Татьяна Шубина воплощала идеи в жизнь, одновременно работая генеральным директором.
В самом начале, на этапе становления, компания занималась продажей конфетти и сдачей в аренду оборудования для спецэффектов, привезенного из Франции. Но уже в 2009 году компания впервые вышла на выставку «Музыка Москва» со своим собственным оборудованием. Это были: конфетти-машина, генератор пены и искусственное пламя. Что явилось причиной такого поворота? Да еще в самый разгар кризиса, на фоне сжатия рынков, когда даже существующий бизнес сохранить не так просто, не говоря уже о создании нового?

 

Из воспоминаний генерального директора

До создания своей компании мы с мужем работали в театрально-цирковом проекте "Кракатук". Я была исполнительным продюсером, он заведующим постановочной частью, и с этим театрально-цирковым шоу мы колесили по всей стране. Постоянно были в разъездах. Для того чтобы обеспечить проведение спектаклей, приходилось заниматься буквально всем, разбираться в рекламе, оборудовании, технологиях. Как раз там мы впервые закупили оборудование для спецэффектов – машины снега, пеногенераторы, – и тогда же впервые опробовали их в работе. Представьте себе такую картину: финал представления, звучат фанфары, артисты заливают манеж пеной по колено, а затем вызывают туда детей. И вся детвора из зала ныряет в эту пену. Достать их оттуда потом почти невозможно: никто не хочет выходить.


Работа – работой, но ведь жизнь идет, существуют еще и семейные заботы. Появились собственные дети, нужно было заниматься их воспитанием. И в какой-то момент семья решила завершить свою гастрольную деятельность и где-то осесть.
Но чем заниматься дома? Правильно: тем, что ты хорошо знаешь, любишь и умеешь делать. Идея родилась достаточно быстро. Специфические требования устроителей театрализованных представлений были хорошо известны, а отечественный рынок такого оборудования в тот момент был практически пуст. Никаких предварительных заказов еще не было, это был серьезный коммерческий риск, однако учредители уже имели четкое понимание того, что нужно делать. Поэтому первым бизнес-проектом стала закупка во Франции небольшой партии машин эффектов – генераторов пены и конфетти. Первая поставка прошла в начале ноября, всего за два месяца до Нового Года, и 2 ноября 2007 года стало официальной датой рождения компании. Доставленное оборудование мгновенно ушло в аренду.

 

Из воспоминаний генерального директора

А вот на следующий год ударил кризис. И мы тогда подумали: ну а что можно сделать? Да, кризис, но мы уже наняли персонал, сняли помещение, все в долгах, конечно… Но люди уже видели наше оборудование, они приходили с заказами, говорили: «Нам тоже такое хочется». Как им откажешь?
Мы поначалу предполагали привезти еще партию оборудования французской компании Universal Effects, подготовили дилерский контракт, но все это в результате оказалось слишком дорого и для нас, и для наших заказчиков. Ведь и курсы валют изменились. К тому же, после небольшого периода эксплуатации уже закупленных аппаратов, у нас появилась идея сделать для себя более легкое и компактное оборудование, чтобы им было удобнее пользоваться, и которое не уступало бы по техническим характеристикам французам. Мы ездили по мероприятиям, оценивали весь процесс, от подготовки до проведения, и выяснялось, что, например, какие-то аппараты были слишком крупными, они не помещались в легковую машину, и потому хорошо бы уменьшить их размер. Мы стали придумывать свои варианты. И вот так, потихоньку, процесс и пошел. Вначале создали нашу маленькую компактную конфетти-машину, которая у нас теперь является бестселлером, и на базе которой мы конструировали новые устройства. Сделали первые досерийные образцы, после этого заказчики стали просить сделать им такое же, – собственно, так и возникла идея производства оборудования здесь, в России.

 

Неужели это наше?

Технический директор GLOBAL EFFECTS всегда считал важным собрать вокруг себя знающих людей. Работа строится четко по плану: утверждается новый проект, для его реализации привлекаются инженеры, которым ставится задача. Затем проработка, контроль, сборка тестового образца, прогон, запуск в серию.
Через несколько лет работы компания зарегистрировала собственную торговую марку, затем логотип. Сейчас GLOBAL EFFECTS является уже полновесным игроком на отечественном рынке оборудования для эффектов, однако до сих пор на выставках появляются люди, которые спрашивают: «Вот вы представители, это понятно, а вообще GLOBAL EFFECTS в какой стране производится?» 
Причем, не все верят, когда им говорят, что оборудование производится в России. Сложно сказать однозначно, в чем тут дело – в красоте ли логотипа, в качестве продукции, или в устоявшихся стереотипах. Но факты говорят за себя: продукция отечественного производителя с легкостью конкурирует с зарубежными аналогами, а по некоторым характеристикам, и, что немаловажно, в ценовой доступности, явно их превосходит. И ассортимент производимого оборудования весьма немалый. Это машины конфетти, генераторы пены, дыма, мыльных пузырей, имитаторы пламени, генераторы снега…
Разумеется, объем производства не столь велик, учитывая емкость данного сегмента рынка. Но оборудование собирается не «на коленке», а в настоящем производственном цеху, все конструктивные элементы подгоняются еще на этапе проектирования. Кроме того, при подготовке проекта работает своеобразный девиз: все должно быть красиво!

 

Из воспоминаний генерального директора

Конечно, было бы неправильным говорить, что мы производим все комплектующие для нашего оборудования. Некоторые вполне стандартные детали мы заказываем у поставщиков, которые занимаются ими постоянно, какие-то части делаются по нашим заказам, но тоже на внешних мощностях. Мы – проектируем машины, и мы их собираем. Исходные же детали производятся частично в России, частично на зарубежных предприятиях.
Мы изначально прорабатывали все возможности, искали варианты, просчитывали экономичность. Те же корпуса поначалу буквально сами выпиливали, подгоняли детали, но в какой-то момент поняли, что скорость нашей работы от этого падает, и теперь мы обращаемся за корпусами к тем фирмам, которые делают только их. Так что корпуса у нас теперь отштампованы в готовом виде, по нашим чертежам. А, например, такой расходный материал как конфетти производить у нас абсолютно не рентабельно, поэтому мы его заказываем из-за границы. Как же все-таки понять, у нас получается отечественный продукт, или нет?
В конечном итоге у нас сложился определенный паритет. Практически все железо делают у нас, в России. Это корпуса, это насосы и подающие трубки, емкости для жидкости, вентиляторы, форсунки. Сетка, формирующая пузыри в генераторах пены – а это важнейший элемент – поначалу была французская, но теперь и ей мы нашли отечественную замену. А вот электродвигатели мы приводим из Испании и Германии, там нашелся наилучший для нас вариант.
Разумеется, есть еще какие-то мелкие комплектующие, которые мы привозим из Китая. Но это лишь детали. Никто же не будет, например, строить цех для производства гаек или подшипников, если для этого уже существуют крупные заводы, которые на этом специализируются, и которые построены именно для того, чтобы обеспечивать стандартными деталями разных заказчиков? К тому же, для сохранения рентабельного производства объемы выпуска должны быть гигантскими, и одному потребителю такое количество однотипных деталей не переварить. Так что, в целом, существующее разделение труда для нас оказывается полезным. Мы уменьшаем затраты на комплектующие, и мы самостоятельно собираем готовые машины. И поэтому мы производим качественный российский продукт.

 

Бывают и трудности

Однако обособленное существование производственных мощностей имеет и свои минусы. То один поставщик что-то поменяет, то другой. Все хотят меняться, улучшать свою продукцию, причем делают это обычно без предупреждения. Совсем недавно испанский производитель электродвигателей немного изменил габаритные размеры своих изделий. С одной стороны, это неплохо, потому что у двигателя увеличилась мощность. Но габариты корпусов конфетти-машин GLOBAL EFFECTS, в которые устанавливают этот двигатель, были просчитаны заранее, и теперь двигатель в корпус не помещается. Стойку корпуса пришлось срочно перезаказывать. А несколько десятков стоек для старой версии двигателя, которого больше не существует в природе, остались невостребованными. Так что, при всех плюсах разделения труда, издержек хватает. Спрогнозировать это, чтобы сопоставить объемы заказов у смежников, практически невозможно. И при этом нужно стараться сдерживать отпускные цены. Что делать? Может быть, предотвратить неожиданные издержки могли бы предварительные заказы от конечных клиентов? Зная требуемый объем выпуска, можно соотносить объемы закупок комплектующих разных типов, и тогда все в ажуре?

 

Из воспоминаний генерального директора

Мы были бы счастливы, если бы у нас была возможность собирать предзаказ. Но обычно бывает не так. К нам приходят и говорят, что оборудование нужно сегодня. Может быть, это специфика только отечественного рынка, а, может быть, это вообще характерная черта данного бизнеса. Ведь нередко бывает так, что какие-то идеи у устроителей мероприятий рождаются спонтанно. И тогда режиссер говорит: «Найти! И завтра все должно быть!» Соответственно, когда к нам приходят с таким заказом, нужно соответствовать запросу. Ведь всегда есть конкуренты.
Правда, в данном сегменте чаще всего выступают иностранные поставщики, а у них стоимость оборудования почти вдвое выше, чем у нас. Цена – важный фактор в принятии решений. Заказывать оборудование у европейских поставщиков сейчас действительно дорого. К тому же, мы идем в ногу со временем, периодически обновляем наше оборудование. По качеству мы сейчас вряд ли уступаем европейцам. Те же французы, приезжая на выставку, уже внимательно знакомятся с нашим оборудованием.
И мы не только продаем его, у нас достаточно давно выделен в самостоятельную структуру отдел проката. Оборудование в любом случае нужно испытывать, смотреть, как оно ведет себя в реальных условиях. Нужна обратная связь от реальных пользователей. Поэтому мы даже специально посылаем на сценические мероприятия людей, которые работают у нас в производстве, чтобы они прочувствовали, как идет работа в реальных условиях, чтобы могли, при необходимости, внести в оборудование какие-то дополнения и улучшения. То есть, мы всегда знаем, как работает каждая модель, и мы видим, что можно улучшить. Так что в плане конкуренции, полагаю, у нас неплохие позиции. И заказчик это ценит.

 

И все-таки российское…

Несмотря на возникающие время от времени трудности, компания GLOBAL EFFECTS остается верна выбранному курсу. Подтверждением успешной стратегии можно считать, например, тот факт, что относительно недавно она получила от одного из европейских производителей оборудования для создания спецэффектов предложение стать ее официальным представителем. И ответила отказом, что для современной отечественной истории выглядит совсем непривычно. И дело здесь не только в патриотизме. Это еще и проявление ответственности перед своими клиентами. В самом деле: отечественная компания достаточно давно работает на рынке, успела зарекомендовать себя с лучшей стороны, производит широкий ассортимент собственного оборудования и пользуется доверием заказчиков. Стоит ли отказываться от всего этого, чтобы просто продавать чужое оборудование, да к тому же более дорогое?
Среди заказчиков GLOBAL EFFECTS есть клубы и театры, прокатные и инсталляционные компании. Специфика данной отрасли такова, что организовать производство, условно говоря, в каждом городе, пусть даже крупном, невозможно – просто не будет сбыта. Компания концентрируется исключительно на спецэффектах, и при этом, фактически, работает на всю Россию.

 

Из воспоминаний генерального директора

Мы действительно работаем в очень узком сегменте. Даже открывать филиалы не имеет большого смысла. Мы сосредоточили силы на спецэффектах, у нас нет ничего дополнительного, но зато мы имеем возможность сконцентрировать разработки и производство в одном месте и отправлять оборудование из Москвы заказчикам по всей стране. И они не всегда привязаны к определенному месту.
Сейчас появляется много новых постановок, мюзиклов. А специфика мюзикла такова, что, чаще всего, он рассчитан на использование своего оборудования. Потому что сегодня он здесь, а завтра уехал на гастроли, и везде нужно иметь одинаковый комплект техники. Разумеется, в какой-то степени они используют то, что есть на площадке, но свое должно быть обязательно. Вот его с собой и возят. Когда мы, в свое время, колесили по стране, у нас ведь тоже все было свое: свой звук, свой свет, свои эффекты. Поэтому новая постановка часто означает заказ нового комплекта оборудования. Как человека, новые постановки меня просто радуют. А как производственник, я понимаю, что новые заказы позволяют нам продолжать развитие, создавать новое оборудование.
Да и не только оборудование. Мы ведь еще продаем расходные материалы для своей техники. Это жидкости для дымовых и пенных машин, расходники для генераторов снега. Что касается конфетти, то у нас его вообще самый большой ассортимент. Мы в самом начале своей деятельности завезли много разного конфетти, и с тех пор поддерживаем его разнообразие. И чем больше заказов, тем больше новых вариантов в итоге мы можем предложить. Покупатель нередко считает, что конфетти – это просто блестящие прямоугольнички, которые падают, и все. В действительности есть огромное количество фигурных изделий: сердца, бабочки, звезды, снежинки, кленовые листья. Да и материал для его производства – он ведь очень разный.
Очень много конфетти делается из бумаги, причем она негорючая, со специальной пропиткой, и на нее у нас есть соответствующие сертификаты. Бумага пожаробезопасна, сколько ни поджигай. Есть пленочное конфетти, и существуют разные варианты пленок, как тяжелые, так и совсем легкие.
Кстати, конфетти мы делаем не сами. Вырубать самим экономически невыгодно, потому что при фигурной вырубке остается много отходов, до 50%. Да и первичное производство – это ведь нефтехимия. А значит, будут колебания цен вслед за валютами. Потом, это прокатные цеха, электроэнергия, это упаковка, доставка, это персонал, – и все требует расходов. С нашими объемами это невыгодно, ни нам, ни нашему заказчику. Мы перепробовали много вариантов, прежде чем пришли к нынешнему. Сейчас мы заказываем конфетти у одного крупного поставщика. Это огромный завод в Китае – мы не делаем из этого секрет, – который поставляет конфетти на всю Европу. Так что за качеством там очень строгий контроль. Объемы выпуска огромные, концентрация производства высока, поэтому они могут делать то, что не делает больше никто. Мы, благодаря этому, имеем возможность заказывать сразу большой ассортимент и иметь предсказуемые затраты. Они – имеют возможность вести исследования, находить новые материалы. Например, помимо простой негорючей бумаги есть уже растворимое в воде конфетти, есть флуоресцентное, которое светится в ультрафиолете. Конфетти, вообще, тема почти бесконечная.
Кстати, Большой Театр, например, в качестве снега берет именно конфетти, квадратиками. Им так удобнее. Но многие заказчики используют именно машины с искусственным снегом, которого у нас тоже достаточно много разновидностей. Соответственно, мы выпускаем, кроме прочего, и машины искусственного снега, и конфетти-машины разных типов, включая бластеры, которые не просто выстреливают конфетти, но делают это с грохотом и дымом. Зритель обычно в восторге. А нам приятно, что в этой их радости есть и наша заслуга.

 

И напоследок, от генерального директора

Временами, конечно, не обходится без рутины. И тогда, оглядываясь на прошедшее десятилетие, я думаю: что же сделано? Добились ли мы чего-то стоящего? Но открываю каталог, смотрю на все наше оборудование и горжусь: вот это мы сделали, и вот это у нас есть. И все на таком уровне, что не стыдно показать. Кстати, сейчас мы собираемся ехать на выставку в Германию. Возможно, в Америку поедем. Мы вообще постоянно ездим, смотрим, поддерживаем контакт с иностранными фирмами. Есть идея выйти на иностранные рынки. Продвигать отечественное оборудование за границей трудно, но мы не теряем надежды. 

А девиз у нас всегда такой: СВЕТ – видят, ЗВУК – слышат, СПЕЦЭФФЕКТЫ – запоминают.
GLOBAL EFFECTS производит спецэффекты, которые остаются в памяти.